Новации в аудите со 2 декабря 2014 года, согласно информационному сообщению Минфина от 3 декабря 2014 г.
Ведомство дало разъяснения об изменениях, касающихся аудиторской деятельности, в том числе, на примерах типичных ситуаций подробно рассмотрело нововведения в требованиях к независимости.
Документ посвящен федеральному закону N 403-ФЗ от 1 декабря 2014 года, который предусматривает переход на международные стандарты аудита и ряд других изменений в Законе об аудиторской деятельности, а также уточняет особенности аудита банков и требования по независимости аудиторов при его проведении.
Минфин обобщил, какие изменения ожидают российскую аудиторскую практику:
- связанные с переходом на международные стандарты аудита (МСА);
- с характером аудиторской деятельности;
- с обязательным аудитом и конкурсами;
- с деятельностью аудиторских организаций;
- с аттестатами аудитора;
- с деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;
- прочие изменения.
Согласно принятому закону МСА подлежат применению, начиная с года, следующего за годом, в котором они будут признаны в России. Переход к применению МСА в России должен произойти в следующие сроки:
- не позднее 1 октября 2015 году правительство РФ должно установить порядок признания МСА;
- не позднее двух лет со дня вступления в силу этого порядка МСА должны быть признаны в России;
- признанные МСА должны применяться при оказании аудиторских услуг, начиная с года, следующего за годом их признания.
Например, если порядок признания МСА будет установлен в июле 2015 года, то МСА будут признаны не позднее июля 2017 года и, следовательно, начнут применяться с 1 января 2018 года.
Указано, какие стандарты аудиторам предстоит применять в переходный период.
Ведомство также дало разъяснения по следующим изменениям в связи с принятием закона:
- уточнение сферы аудиторской деятельности
- расширение предмета аудита
- уточнение состава неаудиторских услуг, которые могут оказывать аудиторские организации (индивидуальные аудиторы)
- уточнение обязательных элементов аудиторского заключения
- определение круга лиц, имеющих право обратиться в суд с заявлением о признании аудиторского заключения заведомо ложным
- уточнение прав и обязанностей аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) при оказании услуг
- распространение прав и обязанностей аудируемых лиц на сопутствующие аудиту услуги.
Следует обратить внимание: если при оказании аудиторских услуг аудиторской организации или индивидуальному аудитору (далее – аудиторская организация) становятся известными случаи: 1) коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе случаи подкупа иностранных должностных лиц, 2) иных нарушений законодательства Российской Федерации, либо 3) признаках таких случаев, 4) риске возникновения таких случаев, то такая аудиторская организация обязана информировать об этом учредителей аудируемого лица или их представителей либо его руководителя. Аудиторская организация самостоятельно определяет 1) то лицо, которому она направляет соответствующую информацию, и 2) объем и форму этой информации. При этом адресат указанной информации зависит от характера выявленной ситуации.
Лица, получившие от аудиторской организации информацию, обязаны:
- рассмотреть эту информацию;
- не позднее 90 дней со дня, следующего за днем получения информации, сообщить аудиторской организации о результатах рассмотрения в письменной форме.
Если аудиторская организация в течение 90 дней не получила письменный ответ, то аудиторская организация обязана проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы.
Из Федерального закона «Об аудиторской деятельности» исключена норма, допускавшая возможность передачи функций исполнительного органа аудиторской организации внешнему управляющему.
В связи с этим аудиторские организации, которые передали управление внешнему управляющему, должны не позднее 1 июля 2015 г. привести свои учредительные документы в соответствии с новым требованием закона и отказаться от внешнего управления.
Перечень сведений, на которые не может быть распространен режим аудиторской тайны дополнен:
- сведениями о заключении договора о проведении аудита, не являющегося обязательным;
- сведениями о заключении договора оказания сопутствующих аудиту услуг.
- занятие какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме оказания аудиторских и прочих связанных с ними услуг;
- нарушение требований к независимости;
- нарушение требования о составлении документов на русском языке;
- нарушение требования о хранении документов.
В интересах претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора изменен порядок исчисления стажа работы:
- стаж работы определяется на дату подачи заявления о выдаче аттестата.
Более подробную информацию можно найти на сайте Минфина в разделе «Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии».